Главная / Новости / Галерея / Биография / Выставки / Публикации / Музей-квартира / Контакты / Фотоархив



Основные даты жизни и творчества
Николая Александровича Загрекова
1897 - 1992

А.Н. и М.П. Загрековы. Фото 1896 года

М.П.Загрекова с сыном Николаем. Фотография 1897 года

А.Н.Загреков – отец художника. Фотография 1890-х годов

Дом Загрековых в Саратове. Фотография начала XX века

Удостоверение студента саратовского СВОМАС, принадлежавшее Н.А.Загрекову. Ноябрь 1920 года

Рукописное свидетельство, подписанное А.И.Савиновым, удостоверяющее, что Н.А.Загреков являлся студентом его мастерской саратовского СВОМАС в 1921 году

Свидетельство, выданное Саратовской коллегией изобразительных искусств, которым Н.А.Загрекову присваивалось звание ученого рисовальщика. Документ подписан художником А.Е.Каревым. 1919 год

П.П. и А.Н.Токаревы с сыном Василием. Рига, 1916 год

Николай Загреков. Фотография начала 1920-х годов

Дом, в котором поселились Николай Загреков и Гертруда Галлер в Берлине в районе Шарлоттенбург. Фотография начала 1920-х годов

Ф.М.Корнеев и М.П.Загрекова, мать художника, перед стендом, посвященным Николаю Загрекову, в домашнем музее Корнеева. Фотография июля 1929 года

Дом Н.А.Загрекова в районе Шпандау, построенный по проекту художника. Фотография 1930–1940-х годов

Члены Союза берлинских художников. В центре – Н.А.Загреков. Рисунок 1952 года

Воспроизведение портрета федерального президента Вальтера Шееля кисти Н.А.Загрекова с авторской надписью художника и автографом Шееля. 29 ноября 1976 года

Аттестат, удостоверяющий, что Н.А.Загреков награжден крестом за заслуги передстраной в области искусства

Николай Загреков и Вольфганг Штреземанн, сын Густава Штреземанна, на церемонии, посвященной 50-летней годовщине со дня кончины Густава Штреземаннна. Фотография октября 1979 года

Воспроизведение портрета Вилли Брандта с его автографом на паспарту

Члены Общества друзей Николая Загрекова: Franklin u. Marianne Hess Silva, Kerstin Wittig, Ingo Seubert, Detlef Ringel, Stefan Bubenser, Susunne Felske-Bubenzer

Золотая пальмовая ветвь Европы, которой был награжден Н.А.Загреков

Glamour 1


20 (по старому стилю – 7) мая 1897 года

Родился в семье юриста. Отец – Александр Николаевич Загреков (1870–1905), закончил юридический факультет Казанского университета, его сокурсником был В.И.Ульянов (Ленин). А.Н.Загреков служил старшим нотариусом в Саратове, имел ученую степень кандидата юридического права. Мать – Мария Петровна, урожденная Токарева (1870–1936), происходила из дворянской семьи.

Семья Загрековых была «очень творчески настроенной». Александр Николаевич прекрасно играл на скрипке, писал акварелью, увлекался историей; Мария Петровна играла на фортепьяно, хорошо говорила по-французски и по-немецки, много читала, любила живопись, чудесно вышивала.

Кроме Николая, у Загрековых было еще двое детей – дочь Наталья и младший сын Борис.

1904 – 1908

Учится в классической гимназии в Саратове.

Осень 1905

Трагически гибнет отец будущего художника. Семья испытывает материальные затруднения.

Август 1916 – май 1917

Продолжил образование в престижном 1-м Александро-Мариинском реальном училище Саратова, в котором особое внимание уделяли математическим дисциплинам и художественному развитию.

1914 – март 1918

Н.А.Загреков – студент Боголюбовского рисовального училища (БРУ). Он поступил в класс к Ф.М.Корнееву.

1916

Впервые экспонирует свои работы на Пятой выставке картин и этюдов художников-любителей, проходившей в здании саратовского городского крытого рынка.

В газете «Саратовский листок» от 11 ноября 1916 года опубликована статья критика А.О.Никулина, отметившего этюды Зубриловского дворца, выполненные молодым художником Загрековым.

Май 1918

Держит экзамен на звание преподавателя рисования и чистописания в средних учебных заведениях. Свидетельство, выданное художнику, подписывают П.Н.Боев, П.С.Уткин и другие преподаватели училища.

Лето 1918

Состоял членом яхт-клуба и общества «Спорт». Занимался греблей и велосипедным спортом, принимал участие в состязаниях, получал призы.

Осень 1918 – конец 1921

Учится в Высших свободных государственных художественных мастерских (СВОМАС) в Саратове, образованных после Октябрьской революции 1917 года.Учится у А.Е.Карева и А.И.Савинова.

Оставался студентом СВОМАС и после отъезда в Москву вплоть до эмиграции в Германию. Об этом свидетельствует Удостоверение студента, выданное в ноябре 1920 года, а также рукописное Удостоверение 1921 года за подписью А.И.Савинова. Судя по всему, в перерывах между учебой в Москве Загреков возвращался в Саратов, где работал в мастерской у Савинова.

9 апреля 1919

Женится на Гертруде Галлер, девушке из семьи поволжских немцев.

31 июля 1919

Решением Саратовской губернской коллегии изобразительных искусств Николаю Загрекову присвоено звание ученого рисовальщика. Свидетельство подписано А.Е.Каревым.

Август 1919

Уезжает в Москву, где поступает в Высшие художественные и технические мастерские (Вхутемас). В Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) находится личное дело студента Вхутемаса Н.А.Загрекова, в котором хранится его Заявление о поступлении на факультет живописи и архитектуры от 27 августа 1919 года.

Сентябрь 1919 – декабрь 1921

Учится во Вхутемасе у замечательных русских художников П.П.Кончаловского и И.И.Машкова, основателей объединения «Бубновый валет».

Некоторое время занимается в мастерской Д.Н.Кардовского, у которого учился еще А.И.Савинов, наставник Загрекова в БРУ.

Конец декабря 1921

Вместе с женой покидает Москву и приезжает в Ригу с целью перебраться в Германию. Николай Загреков и Гертруда Галлер хотят продолжить художественное образование в Берлине, воспользовавшись приглашением немецких родственников Гертруды.

В Риге супруги останавливаются в доме дяди Николая Загрекова Петра Петровича Токарева. Художник исполнил графический портрет супруги Петра Петровича Александры Николаевны Токаревой («Тетя Шура»), хранящийся ныне в собрании семьи художника.

Январь 1922

Николай Загреков и Гертруда Галлер приезжают в Берлин. Они поселились в съемной квартире с небольшой мастерской в западном районе города Шарлоттенбург, в котором жили многие русские эмигранты – художники, писатели, журналисты. Яркие впечатления от атмосферы Шарлоттенбурга описал Илья Эренбург в книге «Люди, годы, жизнь» (в 9 томах, том 8, Москва, Художественная литература, 1966, с. 401–406).

Октябрь 1922

Поступает в Профессиональное училище искусства и ремесла (Gewerbeschule fur kunst und Handwerk) Западного Берлина, в класс профессора Гарольда Бенгена. Учится основательной технике рисования, созданию продуманных, уравновешенных композиций.

Октябрь 1925

Профессор Бенген поручает Николаю Загрекову вести дополнительные уроки рисования вместо себя. Вскоре Загреков становится штатным преподавателем, по свидетельству директора училища Винкинбурга, он с успехом справляется со своими обязанностями.

1920-е – начало 1930-х

Николай Загреков много работает, дает частные уроки, продает свои картины.

Он постоянный участник художественных выставок, устраиваемых в Берлине, Мюнхене, Париже, Вене; эскпонент выставок Прусской Академии художеств, Мюнхенского и Берлинского Сецессионов, Союза берлинских художников, тематических художественных выставок.

Николай Загреков испытал влияние и кубизма и экспрессионизма, но получил известность как последователь направления «новая вещественность». Термин «Die Neue Sachlichkeit» принадлежит художнику Хартлаубу.

В начале 1920-х годов художник подписывает свои произведения Nikolai Sagrekoff, позже он изменит подпись на Nikolaus Sagrekow.

О Загрекове пишутся восторженные статьи, на обложках немецких журналов воспроизводятся его работы. Во французском журнале «La Revue Moderne» за январь 1929 года публикуется статья Клемана Морро, в которой, в частности, говорилось: «За несколько последних лет Загреков проделал путь, равный тому, что наши мастера живописи преодолевали за несколько десятилетий... от выставки к выставке он поднимался, пока не стал равным среди прочих молодых талантов изменчивого современного искусства… которое позже будут считать выражением мысли нашего поколения и нашей эпохи…»

В эти годы художник сохраняет все связи с родиной: он активно переписывается с друзьями и наставниками, оставшимися в России, в частности, пересылает Ф.М.Корнееву немецкие журналы, фотографии, а также свои работы для музея, который его бывший учитель создает в Саратове.

1930

Дарит свою композицию «Ритм труда» мэру Берлина (Dr. Sahm), который передает ее Профессиональному училищу искусства и ремесла Западного Берлина в Шарлоттенбурге. Во время войны училище было полностью разрушено,  монументальное  произведение  художника (размером 1.8 х 4,5 метра) погибло. Сохранился уменьшенный вариант этой работы (70х178).

1933

Гитлер становится рейхсканцлером Германии. Начинаются гонения на иностранцев и «чистка кадров» по национальному признаку.

Николая Загрекова увольняют из училища без объяснения причин. Попытки устроиться на преподавательскую работу в другие учебные заведения оканчиваются неудачей. На одном из заявлений художника, поданном им в Высшую школу графики и сохранившемся в архиве, написано: «Мы признаем Ваши заслуги и квалификацию, но как учителя Вас принять не можем».

1934–1944

Находит место в частной школе живописи на пленэре (Freilicht-Malschule in Berlin-Siemensstadt), возглавляемой другом и коллегой художника Ёгеном Шпиро (Eugen Spiro). Шпиро был вынужден эмигрировать из Германии в 1937 году, оставив свою школу на попечение Загрекова. Николай Загреков стал директором школы и руководил ею вплоть до 1944 года.

В 1934 несколько месяцев в этой школе учится будущий известный немецкий скульптор-анималист Xaйнц Тойеряр (Heinz Theuerjahr, 1913–1991).

Во время нацистского режима художник проявил себя смелым и честным человеком. Он продолжал обучать одаренных учеников-евреев и оказывал им посильную поддержку. Многим из них помог покинуть Германию и тем самым спас от неминуемой смерти.

1935–1939

Несмотря на притеснения со стороны нацистского режима художнику удается выставлять одну-две свои работы на выставках Союза берлинских художников.

1936

Получает известие об аресте брата Бориса и смерти матери, после чего прекращает переписку со своими родными (сестрой и ее семьей) в Советской России, испытывая страх за их жизнь.

1937

Приезжает в Ригу, где навещает родственников – П.П. и А.Н.Токаревых. Поддерживает переписку с Токаревыми и во время оккупации Риги.

1930-е

Пробует свои силы в архитектуре: начинает строительство собственного дома по адресу: Зеегефельдерштрассе, 216 в районе Шпандау. Художник сам сделал архитектурный проект, руководил строительством. На первом этаже трехэтажного особняка расположились художественная мастерская и картинная галерея – надежное укрытие для произведений. Загреков любил говорить: «Картины – это мои дети. Я не могу расстаться с ними».

1938–1944

Вместе с Альбертом Клаттом (Albert Klatt) был членом группы художников «Inselgruppe» («Островная группа»), не имевших возможности во время нацистского режима вести свободную творческую жизнь. В их числе Карл Хофер (Carl Hofer), Макс Пехштейн (Max Pechstein), Эрнст Фриш (Ernst Fritsch) и Вилли Якель (Willy Jaeckel). Группу поддерживал Карл Вейгельт (Karl Weigelt), тренер боксера Ганса Брайтенштретера, портрет которого Николай Загреков исполнил в 1925 году. Вейгельт владел ночным рестораном, в котором члены художественной группы выставляли свои произведения.

1942

Разводится со своей первой женой Гертрудой Галлер, с которой прожил более двадцати лет.

Гертруда разделила с Николаем самые трудные годы жизни. Она была его другом и любимой моделью.

1943

Хлопочет об освобождении из гестапо своего племянника Василия Токарева, арестованного в Риге: пишет из Германии письма. К сожалению, все оказалось безрезультатным, спасти Василия не удалось.

1944

Выступает одним из инициаторов восстановления здания Союза берлинских художников на Лютцовплатц, разрушенного во время бомбардировок английской и американской авиации. С большим трудом частично восстановленное здание вновь оказывается разбомбленным спустя год после очередного авианалета союзников.

Женится во второй раз. Избранницей художника стала его студентка Анне-Мари Хан. Брак не сложился. В 1946 году Анне-Мари уехала в Австралию, где всю жизнь проработала художником-графиком. В своих воспоминаниях о Николае Загрекове она тепло и с нежностью отзывается о нем.

1945

С победоносным приходом в Берлин Красной Армии в доме Николая Загрекова распологается советская комендатура. Николай помогает советским офицерам с переводом при общении с представителями городских организаций.

Получает большой ответственный заказ от высшего армейского командования на 12 портретов маршалов, в том числе Г.К.Жукова и К.К.Рокоссовского.

Осень 1945 – 1948

После разделения Берлина на Западный и Восточный сектора район Шпандау, где находился дом Николая Загрекова, отходит к Западному Берлину. Германия делится на два государства. Опускается «железный занавес», связь с родиной прерывается для художника навсегда.

1948

Женится в третий раз на Розе Дулер, вдове художника Бугле. Роза стала настоящим другом Николаю Загрекову, поддерживала его в трудные годы и радовалась его успехам.

Конец 1940-х

Активно участвует в восстановлении здания Союза берлинских художников на Лютцовплатц: Загреков сделал еще один архитектурный проект. Благодаря его усилиям и настойчивости, удалось приобрести строительные материалы, и вскоре дом был полностью восстановлен.

1949

Закончено восстановление и реконструкция здания Союза берлинских художников.

В октябре Союз провел первую выставку. Пресса широко сообщала об этом событии. Затем последовала вторая выставка – акварелей, мелкой пластики, архитектурной графики, организованная с целью привлечь внимание берлинской общественности к восстановленному зданию Союза.

1950

На общем собрании Союза берлинских художников, Николая Загрекова избирают заместителем председателя Союза (первым послевоенным председателем был избран Клаус Рихтер). Тогда же художник избирается почетным членом этой организации.

Николай Загреков оставался на посту заместителя председателя Союза берлинских художников в течение многих лет.

1952

Получает немецкое гражданство, спустя 30 лет после приезда в Германию.

1956

Пытается построить свободную школу искусств в Берлине на Glockenturmstrasse.

Идея художника осталась нереализованной.

1950-е

Николай Загреков – свободный художник и архитектор. Он много работает, пишет пейзажи с изображением окрестностей Берлина, натюрморты, портреты.

1960-е

Занимается строительными подрядами: становится главным архитектором целого квартала в Берлине. Под руководством Загрекова было возведено около тридцати домов. Непорядочность партнеров привела к банкротству, художник с трудом спас дом, оформленный на жену, и картины, которые укрыл у друзей.

1972

В связи с 75-летием художника в управлении культуры берлинского округа Шпандау и в помещении Stiftung Haus der ostdentschen Heimat (Общество «Дом восточногерманской Родины») устраиваются выставки его произведений.

При посредничестве федерального президента доктора Хайнеманна Николая Загрекова включают в состав участников многонедельной научно-художественной поездки по Италии, Греции и Турции.

Творчеству Николая Загрекова посвящается телепередачи. Художник получает много заказов от частных лиц, на их выполнение уходит несколько лет.

18 сентября 1972

Дарит портрет Фридриха Эберта, первого рейхспрезидента Германии, руководству Социал-демократической партии Германии.

1973

Сборник «Very Important Persons» (VIP) опубликовал биографии более чем 800 выдающихся граждан ФРГ, внесших значительный вклад в экономику, науку, политику и культуру. Николай Загреков был назван в числе тех, кто имел особые заслуги перед страной.

Осень 1976

Николай Загреков знакомится с рейхспрезидентом Германии Вальтером Шеелем на ярмарке антиквариата. Пишет его портрет.

Портрет Вальтера Шееля был приобретен муниципалитетом Берлина, он до сих пор находится в магистрате Тиргартена.

Октябрь 1979

Торжества в связи с 50-летием со дня кончины Фридриха Штреземана в Рейхстаге.

Портрет Штреземана кисти Николая Загрекова и сейчас находится в Рейхстаге.

1979

Николай Загреков получает высшую награду Федеративной Республики Германия – крест за заслуги перед страной в области искусства. Решение о награждении художника принято федеральным президентом Вальтером Шеелем, вручали награду бургомистры районов Берлина Шпандау (Dr. Klausberg) и Тиргартен (G. Wurche).

В Берлине устраивается персональная выставка художника.

Accademia Italia delle Arti e de Lavoro присвоила Николаю Загрекову звание почетного академика и наградила его золотой медалью за заслуги в области культуры и искусства. Биографические данные Загрекова были занесены в списки Итальянской Академии искусств. Произведения Николая Загрекова экспонируются на выставке в Парме.

1970-е

Художник вновь обращается к портретной живописи. Он пишет портрет своего старого друга Курта Рёнша (1974). К успешным работам в этом жанре относится и портрет председателя социал-демократической партии и канцлера ФРГ Вилли Брандта (1976).

Загреков был хорошо знаком со многими руководящими членами социал-демократической партии Германии и часто писал их портреты.

26 сентября 1980

Европейское общество культуры в Баден-Бадене присуждает Загрекову золотую медаль за вклад в области искусства и охраны культуры. В сопроводительном аттестате отмечалось: «Профессор Николай Загреков прекрасно проявил себя в европейском сотрудничестве в области охраны и продвижения культуры. Своей неутомимой деятельностью он укрепляет взаимодействие и взаимопонимание между народами».

1981

Шесть работ Николая Загрекова экспонируются на выставке «Stagione 1981» в Италии.

1983

Принимает участие в третьей ежегодной выставке «Annuale 1983 Salsomaggiore» в качестве почетного члена комитета.

Председатель комитета Николо Панепинто в своем письме к Николаю Загрекову писал:

«Так как эта выставка будет представлена широкой географией участников и многочисленными культурными мероприятиями, то мы хотим создать почетный комитет, состоящий из наиболее известных людей в художественном мире.

Я бы просил Вас принять участие в качестве почетного члена в комитете выставки, так как Вы являетесь одним из наиболее уважаемых членов Итальянской Академии…»

Март 1985

В Берлине проходит большая персональная выставка художника, на которой выставляется 69 наиболее значительных его работ. На открытии присутствовали бургомистр района Шпандау Вернер Саломон и другие официальные лица. С краткой речью о жизни и творчестве Николая Загрекова выступил доктор искусствоведения Рудольф Пфеферкорн.

1986

Становится лауреатом европейской премии «Золотая пальмовая ветвь Европы», учрежденной Европейской Академией художеств, которой удостаивались самые значительные художники западноевропейских стран.

1991

В Берлине проходит последняя прижизненная персональная выставка художника.

В экспозиции представлено 40 работ мастера.

13 июля 1992

Умер в своем доме, несколько недель спустя после 95-летия.

В доме художника усилиями Общества друзей Загрекова, организован музей. Раз в год в день рождения Николая Александровича Общество друзей устраивает в нем прием для прессы, друзей и почитателей его таланта.

Долгие годы творчество Николая Загрекова оставалось неизвестным на родине. В 2004 г. в рамках года культуры Германии в России выставка "Николай Загреков: возвращение в Россию" прошла в Третьяковской галерее в Москве и Русском музее в Санкт-Петербурге.


Главная  /  Новости  /  Галерея  /  Биография  /  Выставки  /  Публикации  /  Фотоархив

  на главную

Дизайн сайтастудия Fractalla Design  /  Разработано на CMS DJEM