Главная

Новости

Галерея

Биография

Выставки

Публикации

Музей-квартира

Контакты

Фотоархив


Поиск

Введите поисковый запрос
и нажмите на "Ввод"


15 Января 1929

Журнал «La Revue Moderne», №1 // Клеман Морро (Clement Morro)

Николай Загреков

Сколько раз я повторял, что услуги, которые оказывают художникам нашей эпохи исследования в области эстетизма и кубизма, становятся подчас предательскими.

У нас, во Франции, впрочем, как и во всей старой Европе, переход от романтизма к эстетизму, затем от эстетизма к кубизму и, наконец, от кубизма к неореализму требовал времени. А так как времени было мало, то время приготовило для нашей художественной элиты сюрприз - серьёзную неразбериху, порождённую резкими переходами. Саббаги, Дерены, Матиссы, Утрилло - все они были в той или иной степени баловнями судьбы.

Николаю Загрекову, рожденному в 1897 г. в Саратове на берегу Волги, как человеку и как художнику, принадлежащему к беспокойной и кровавой эпохе, не довелось испытать того счастья, что выпало на долю его европейских коллег.

Его первым учителем был профессор Александр Савинов из Боголюбовского рисовального училища в Саратове, который научил Загрекова прежде всего искусству композиции. Затем его наставником стал профессор Пётр Кончаловский из Вхутемаса в Москве.

Когда Загреков покинул родину и переехал в Германию, то он обнаружил, что там, в среде немецких художников, полным ходом шла революция. Кубизм, экспрессионизм, футуризм и другие течения овладевали тогда умами художников. Вообще немецкий художник, уставший от реальности, в которой он жил, ощущавший всю грубость и ужас той эпохи, находил прибежище в башне эстетизма. Эстетизм в свою очередь порождал всё новые и новые течения, которые выдвигали своих эфемерных пророков.

Загрекову крупно повезло - в 1922 г. он смог поступить в Художественно-прикладное училище в Шарлоттенбурге. Наконец в 1925 г. он получает в этом же учебном заведении место профессора. С этого времени, освободившись от повседневных забот о хлебе насущном, он получает возможность самосовершенствоваться, пробовать свои силы в новых направлениях и развиваться. Эволюция Загрекова была столь же стремительной, как и захватывающей. Её можно было бы охарактеризовать вкратце как постепенный отход от фундаментальных принципов эстетизма. Вначале Загреков не разделяет интеллектуальных дискуссий на предмет «художественного видения мира» он просто работает: рисует, проектирует, конструирует, пишет. Все вещи, связанные с чувственностью и утончённостью, отходят на задний план, они кажутся ему бесполезными и даже опасными. Постепенно культ формы начинает брать верх над композицией: штрихи мягче, палитра становится светлее и богаче.

Затем, открыв глаза на мир, Загреков с жизнерадостностью находит в нём прелесть ритма самой жизни. Он осознает, что красота не строго рациональна, а жизнь не может быть сведена к уравнению или уподоблена конструкции.

Сегодня Загреков пишет те же темы, что и в 1921 г. Тем не менее нельзя сказать, что это тот же художник, который написал произведения, которые мы воспроизводим в нашем журнале. В его сегодняшних сюжетах много отличий от того автора, что за последние семь лет рисовал этюды, цветы, фрукты, пейзажи и т.д. Тот художник сильно отличается от автора, который написал выдающийся «Портрет жены художника», экспонируемый сегодня в Прусской Академии изобразительных искусств.

За несколько последних лет Загреков проделал путь, равный тому, что наши мастера живописи преодолевали за несколько десятилетий. Год от года, от выставки к выставке он поднимался, пока не стал равным среди прочих молодых талантов изменчивого современного искусства. Искусства, которое позже будут считать выражением мысли нашего поколения и нашей эпохи.

Благодаря своему таланту, своему возрасту и многообещающему будущему, а кроме того, так как он предлагает нам увидеть в захватывающем ракурсе образ целого поколения, (нашего поколения), Загреков заслуживает того, чтобы его знали не только в Берлине, но и в Париже.



Главная  /  Новости  /  Галерея  /  Биография  /  Выставки  /  Публикации  /  Фотоархив

  на главную

Дизайн сайтастудия Fractalla Design  /  Разработано на CMS DJEM